|
Кухня инноваций: Феномен Кремниевой Долины
Ирина Гладкова
27.02.2001
Концентрация преуспевающих компьютерных компаний в Кремниевой
Долине необыкновенно высока. Штаб-квартиры многих лидеров
расположены именно здесь.
Почему мировая кухня инноваций в самых высокотехнологичных областях
расположена именно в Долине? Как получилось, что здесь так много
талантливых людей и интересных идей, с которыми молодые компании
выходят на инвестиционный рынок? Как уживаются гиганты и молодые
компании? На чем зиждется успешное управление компаниями Долины,
обеспечивающее им конкурентные преимущества в новой сетевой
экономике?
Попробую ответить на эти вопросы, анализируя свои впечатления,
полученные во время недавней поездки в Калифорнию. В организованном
американским PR-агентством туре по производителям, специализирующимся
в самой современной сфере — электронном бизнесе, приняли участие
журналисты из ряда стран Европы, Азии и Латинской Америки — регионов,
представляющих приоритетный интерес для местных компаний. Выбор
компаний Долины, в гостях у которых мы побывали, был случайным, а
потому в достаточной степени объективно отражает происходящие здесь
процессы. Среди них есть как новички, так и корифеи, перечислю по
алфавиту: Alchemedia, Globalenglish, Filemaker, Firepond, Hand, Hellobrain,
Informatica, Savvion, Sybase, Viquity.
Многие предпосылки успешного развития здесь компьютерного и
телекоммуникационного бизнеса связаны с американским менталитетом в
целом и духом Долины. Жизнь здесь определенно отличается от жизни в
Европе и в России. Да и по отзыву многих, в том числе американцев, образ
жизни в районе Залива (Bay Area — окрестности залива Сан-Франциско)
обладает рядом специфичных черт. Жители Долины легко воспринимают
изменения. Индивидуализм уживается с развитыми принципами общежития,
волонтерством. Большую роль играют писанные и неписаные правила
общественного поведения. Техника воспринимается как один из видов
творчества — наравне с искусством. Здешние жители стремятся разобрать и формализовать сам процесс познания, чтобы управлять им. Культивируется
уважение к знаниям. И наконец, американцы очень любят продавать и
покупать.
Суть жизни — изменения
Как сообщает сайт Исторического общества Сан-Франциско
www.calhist.org, формальной датой основания порта-крепости на месте
нынешнего города считается октябрь 1776 года. Тогда и почти до середины
XIX столетия на этой территории проживали десятки разных племен, с
различной культурой, занимались охотой и земледелием. История Сан-
Франциско знала несколько периодов стремительного роста, а периоды
экономического спада и подъема шли друг за другом. Строительство города
началось в конце 30-х годов прошлого столетия и получило большой
импульс во времена «золотой лихорадки». Если в 1847 году в Сан-
Франциско проживало около 450 жителей, то спустя два года их было уже
30 тыс., так как с открытием месторождений золота на Аляске город стал
перевалочной базой для тысяч старателей, ехавших за удачей в Клондайк, и
первых коммерсантов, снабжавших их провизией, собаками для упряжек и
другими необходимыми вещами в обмен на золотой песок.
Другой вехой стало восьмибалльное землетрясение 1906 года и
последовавший за ним пожар, практически разрушившие город.
Вторая мировая война стимулировала строительство военных баз,
индустриальных объектов, что и подготовило почву для застройки района,
ставшего называться впоследствии Кремниевой Долиной.
Бросается в глаза, что жители Долины ничего не создают «на века». Штаб-
квартиры крупных корпораций расположены в типовых, очень простых в
архитектурном отношении зданиях. Такие офисы возводятся очень быстро.
Внутри они устроены по одинаковому «мобильному» принципу: этаж с
помощью временных стенок разгорожен на одинаковые кабинки — рабочие
места сотрудников. Используется несколько стандартных серий. Скажем,
дом, похожий на усадьбу российского помещика средней руки, с небольшим
садиком относится к так называемому стилю «ранчо», очень
распространенному в Долине. Другой популярный стиль — «викторианский»
— характерен для домов в зажиточном районе Сан-Франциско.
Экономисты считают, что постоянные изменения — одна из главных сил,
действующих в новой конкурентной среде. И чем быстрее человек и
общество в целом готовы к преобразованиям, способны меняться сами,
приобретать знания, профессионально развиваться, внедрять новые
подходы в управлении и технологические инновации, — тем успешнее
экономика и выше уровень жизни.
Калифорнийская республика
В 1846 году в Сан-Франциско поселенцами была провозглашена Республика
Медвежьего флага, а на флагштоке, где прежде развевался мексиканский
флаг, был поднят новый. На небеленом полотне были изображены звезда и
медведь — в ту пору в местных лесах водилось много медведей. Этим
поселенцы подчеркивали независимость Калифорнии от Мексики, под
влиянием которой в пору колонизации находилась территория Залива.
Сегодня жители Сан-Франциско вывешивают на своих домах не только
национальный, как это принято в Америке, но и медвежий флаг, чтобы
подчеркнуть особый дух свободы, культивируемый в столице хиппи, бомжей
и сексуальных меньшинств. Принцип свободы («можно делать все, что не
мешает другим людям») доведен здесь до абсолюта. Иностранцев, мягко
говоря, удивляют «постоянные жители» центральных улиц города — бомжи,
днем занимающиеся попрошайничеством, а вечером укладывающиеся на
ночлег прямо на тротуар, на куче тряпья. В соответствии с
калифорнийскими законами полицейские никак не могут нарушить подобный образ жизни до тех пор, пока бомж не помешает кому-нибудь.
Хиппи также облюбовали Сан-Франциско; в районе Хейт-Эшбери, где
проживала богемная публика, в середине 60-х появилась их первая
коммуна, объединившая приверженцев идеи внутренней раскованности
человека и его права на самореализацию.
И хотя среднестатистический европеец подметит некий экстремизм свободы
в Сан-Франциско («свобода — это не иметь никакой работы и жить на
улице»), в целом одну из причин успешности компьютерного бизнеса в
Долине надо искать именно в нацеленности общества на свободу каждого —
свободу творчества, раскрытия способностей, выбора своего дела. Если вы
любите программировать — пожалуйста, кодируйте с утра до вечера и по
ночам, спрос есть, общественному мнению это не противоречит. Ставка в
управлении предприятием делается на способности и профессионализм —
кто-то лучше управляет компанией, кто-то лучше разрабатывает программы,
кто-то лучше их продает. И тогда преодолевается неравенство, люди из
разных классов очень просто общаются друг с другом: поэтому, скажем,
кабинка Крейга Барретта, главы корпорации Intel, сделана из тех же
перегородок, что и сотни кабинок рядовых менеджеров, расположенных на
том же этаже, и ничем не отличается от них, разве чуть побольше.
Маленький штрих: американцы не любят слов clever («умный») и rich
(«богатый»), а употребляют вместо них соответственно smart («сметливый»)
и wealthy («состоятельный, благополучный»). Мне кажется, именно потому,
что в первых слышится намек на неравенство, претензию (clever — разве
что Эйнштейн, rich — Рокфеллер).
Exploratorium
Наверное, нигде нет такого количества музеев, посвященных технике, как в
зоне Залива: музей инноваций в Сан-Хосе, музей Intel в Санта-Кларе, музей
человеческого восприятия Exploratorium в Сан-Франциско. В Долине
разрушен стереотип, противопоставляющий людей искусства — «творческих
натур» технически одаренным людям — «ремесленникам». Инновации здесь
— привычное дело. Если появляется задача — изобретается инструмент,
пригодный для ее решения. Так было в середине прошлого века в период
первого строительного бума, когда территорию будущего города покрывали
многочисленные песчаные холмы и небольшие водоемы. Жители изобрели
машину Steam Paddy (дословно: «паровой ирландец»), прообраз нынешнего
экскаватора. Ковш цеплялся к паровозу и приводился в движение паром. В
то время, когда наш мужик подковывал блоху, Steam Paddy расчищал холмы
и засыпал водоемы.
Любопытство поощряется как первый импульс к познанию. Именно
любопытству и посвящен Exploratorium — уникальный музей, экспонирующий диковинки: не только технические — их большинство, но и
биологические, физические и природные феномены и т. д.
В той мере, насколько глубоко русский человек все усложняет, погружаясь
в хитросплетения эмоциональных и интеллектуальных причин, любит
препарировать и наслаждаться самоанализом, настолько просто ко всему
относятся американцы. Долой комплексы, все можно попробовать на ощупь,
запах, цвет... Не раздумывай — действуй. Познание — тоже действие,
которое можно разложить «по полочкам». «Экшн», знаменитый формат
американского кино, — часть национального характера.
Образованию придают большое значение — очень многие предприниматели
Кремниевой Долины являются выпускниками знаменитого Стэнфордского
университета. Поступить туда непросто: успешно сдать экзамены и
заплатить за обучение недостаточно. Надо заниматься волонтерством
(общественной работой, по-нашему), хорошо проявить себя еще в школе и
чтобы родители были заметными и уважаемыми людьми. Так, дочь Билла
Клинтона, которая обучается сейчас в Стэнфорде, этим критериям
соответствует.
Общество потребления
Америка — общество потребления. На этот расхожий штамп советских
времен, употреблявшийся с негативным смыслом, стоит взглянуть с другой
стороны. Американцы очень любят продавать и покупать. На человека,
посетившего «мол» (гигантский супермаркет), лавиной обрушивается весь
арсенал инструментов по стимулированию продаж: бесконечные скидки,
подарки за покупки, бесплатные образцы, купоны, упаковки по сниженной
цене и т. д.
Однако это только верхушка айсберга. Внимательный читатель книги
Котлера «Основы маркетинга», самого популярного российского учебника
по маркетингу, побывав в США, увидит, что концепции, подходы,
инструменты, приведенные в книге, списаны с жизни американского
общества. На мой вопрос, обращенный менеджеру Intel, в чем заключается
стратегия корпорации в области электронного бизнеса, на каких продуктах
или услугах она собирается зарабатывать, последовал ответ, что это не
самостоятельный бизнес, а promotion of core business — маркетинговая
кампания по всему миру, рассчитанная на продвижение нового 64-
разрядного процессора с целью обеспечить ему поддержку ИТ-индустрии и
убедить покупателя, что приобретение серверов с новым процессором будет
гарантией качества и надежности работы в Internet. Для этого заключаются
альянсы, финансируются начинающие фирмы из фонда Intel Capital,
поддерживаются информационные сайты и т. п. Аналогичным образом в
соответствии с принципом «организовать и возглавить» поступают практически все гиганты компьютерной и телекоммуникационной индустрии
Долины, образуя фонды, из которых инвестируются начинающие компании,
заключают партнерства, помогающие продвигать их собственные продукты.
Все нацелено на то, чтобы продавать лучше, больше, стабильнее.
Ключевые слова
Продукты и технологии, создаваемые в Долине, в полной мере отвечают
американскому образу жизни, а ключевые слова и выражения,
характеризующие здешний менталитет, — хорошо подходят для описания
предлагаемых решений. При большом многообразии ассортимент продуктов
можно разделить на три большие группы:
- конфигурирование, оптимизация, интеграция внутренних и внешних
бизнес-процессов в Web-среде, мобильный доступ к приложениям;
- доставка и анализ бизнес-информации;
- управление отношениями с поставщиками и покупателями.
Web-среда позволяет создавать рациональную информационную
инфраструктуру бизнес-процессов не одного, а нескольких предприятий,
связанных в единую бизнес-цепочку, так что все отношения и
экономическая система в целом становятся прозрачными. Рациональность
означает снижение транзакционных издержек, функционирование с
максимальной эффективностью на уровне глобальных систем, что
достигается путем «выпрямления», оптимизации процессов снабжения,
сбыта, а также внутренних процессов в организации. Кроме того, под
управлением Web-среды инфраструктура может быстро перестраиваться
адекватно требованиям современного рынка. И наконец, браузеры
максимально упрощают коммуникации между внутренними и внешними
участниками бизнес-процессов.
Именно эти задачи решают многие продукты, увиденные во время тура.
Например, компания Savvion предлагает Java-платформу для
преобразования внутренних и внешних бизнес-процессов в гибкие
распределенные Web-приложения, доступные в Internet/extranet и с
мобильных устройств. Средства Savvion позволяют объединять и быстро
реконфигурировать бизнес-процессы с участием покупателей, партнеров,
поставщиков и сотрудников и управлять ими в оперативном режиме.
Программное обеспечение от Filemaker предназначено для публикаций
приложений в Web-среде с тем, чтобы использовать все преимущества
простого и удобного доступа к данным с помощью Internet. На стыке первой
и второй групп находятся продукты компании Viquity, которые позволяют
объединить партнеров, субподрядчиков, дистрибьюторов и снабженцев в
единое бизнес-пространство на основе автоматизации документооборота
между ними. Используя Web-технологии Viquity, можно переключить внешние информационные потоки из разных источников (EDI, XML, другие
форматы) во внутренние информационные потоки предприятия.
Экспертиза — одно из любимых слов в Долине. Знания копятся годами, и
многие компании предлагают свои решения в области бизнес-интеллекта.
Sybase сконцентрировала свои усилия на поддержке порталов:
преобразовании накопленных данных в полезную информацию для
покупателей, поставщиков и партнеров. Программная платформа Informatiсa
предназначена для интеграции, анализа и доставки критически важной
корпоративной информации, способствующей улучшению внутренней
оперативной деятельности компании. Компания Hellobrain создала Internet-
биржу решений с поддержкой всех необходимых элементов, в том числе
механизма взаимодействия между покупателями и продавцами,
ценообразования, гарантий для обеих сторон.
Современное управление
Комфортное восприятие изменений, любовь к техническим новшествам,
общая ориентация американского рынка на потребителя — все эти
особенности жизни в Долине позволяют компаниям естественно и быстро
переходить на новые подходы в управлении, необходимые для успешного
развития бизнеса в новой конкурентной открытой среде. Быстрое внедрение
инноваций — на мой взгляд, следствие легкого отношения жителей Долины
к преобразованиям и активного отношения к жизни вообще.
С другой стороны, американский рынок подталкивает производителей к
сокращению жизненного цикла товаров и смене приоритетов в
производстве. Вместо «осваиваем то, что можем произвести» — «осваивать
то, что будет продаваться», причем быстро, чтобы опередить конкурентов.
Отдельная компания не располагает длительным временем на разработку
новых изделий и вывод их на рынок — ее всегда может опередить
конкурент. И тот, кто не способен поспевать за технологическим
прогрессом, выбывает из игры. Поспеть же можно, только очень верно
рассчитав усилия, распределив ресурсы, прибегнув к специализации.
Аутсорсинг — не что иное как переложение на уровень предприятий
принципа: каждый должен заниматься своим делом, работать в той области,
где у предприятия накоплены знания, экспертиза. Так, широкое
распространение модели аренды приложений, хостинга является проекцией
идей аутсорсинга на построение информационной инфраструктуры
предприятия. Усложнились процессы обработки данных, и профессионально
управляемые серверные фермы снимают головную боль у руководителей.
Впрочем, находясь в Америке, задаешься вопросом: что первично, что
вторично. И не являются ли принципы новой экономики (глобализация,
ускорение повседневных изменений во всех сферах, интенсификация конкуренции, господство покупателя на всех рынках и др.), а также
адекватные им подходы в управлении компаниями, маркетинге (аутсорсинг,
быстрое внедрение инноваций, производство товаров, на которые
предсказан спрос) — сформулированные американскими теоретиками
управления, экономистами и маркетологами, ставшими столь популярными в
России: Чампи, Хаммером, Друкером, Котлером и другими, — просто
характерными чертами нынешнего экономического этапа развития
общества, в большой степени порождаемыми менталитетом американцев. И
что они так же распространяются отсюда по всему миру, как и
информационные технологии, созданные в Кремниевой Долине. Так сказать,
глобальный маркетинг: вначале экспансия образа жизни, потом технологий.
Ирина Гладкова — заместитель главного редактора журнала Read.Me. С ней
можно связаться по электронной почте по адресу ig@readme.spb.su
Назад
|
|
|